К.Д. Руотси
История Сидоровой Слободы и Ильинского прихода
Часть 1
История деревень Сидоровой Слободы
  1. Источники и историография темы.
  2. Сидорослободские топонимы. Их происхождение.
  3. Сидорова Слобода в XVI — XVII вв.
  4. Сидорова Слобода в XVIII в.
  5. Сидорова Слобода в XIX в.
  6. Сидорова Слобода в XX в.
Глава 1. Источники и историография темы.
Письменные источники по истории Сидоровой Слободы XVI - XIX веков немногочисленны и по отдельности содержат лишь фрагментарные сведения для нашего исследования. Основными из них являются переписные книги, ревизские сказки, исповедные ведомости и метрические книги, которые необходимы для изучения истории Слободы, но представляют реальную ценность лишь при комплексном их анализе. Сидорослободская история XX в. лучше освящена архивными документами, но большая их часть нам до сих пор не доступна.
Исторических работ, в которых освещалась хотя бы частично история Сидоровой Слободы, фактически не имеется, если не относить к таковым две газетные статьи, написанные верховажскими краеведами Т.В. Ажгибковым и В.Н. Филиповским, в которых они без указания на источники высказывают предположения о происхождении данной группы деревень. Ажгибков в своей статье также приводит версию истолкования названий сидорослободских деревень, которая, однако, кажется нам не совсем верной.
В связи с этим обстоятельством при изучении истории Слободы нам приходилось использовать лишь архивные материалы, а также, в небольшой степени, археологические находки и сведения, сообщённые местными старожилами.
В качестве археологических источников использовались монеты, кресты и прочие исторические артефакты XVI-XIX вв., найденные на территории Ильинского погоста и слободских деревень. Особое внимание уделено предметам XVI в., которые являются практически единственным источником по древнейшей истории Сидоровой Слободы.
Среди местных старожилов наибольшее количество исторических сведений нам сообщила Рюмина Мария Григорьевна - уроженка и жительница д. Спицынской.


Глава 2. Сидорослободские топонимы. Их происхождение.
История возникновения Сидоровой Слободы и деревень, в неё входящих, сокрыта во тьме веков. Значение их названий также не помнит уже много поколений сидорослободских жителей. В данной главе мы, опираясь на архивные документы и труды по филологии, предпринимаем попытку интерпретировать сидорослободские топонимы и изучить историю их возникновения, а также видоизменения с течением времени. Как и всякое новое начинание, данная интерпретация может иметь неточности, которые мы будем стараться устранять по мере появления новых источников.

Топоним "Сидорова Слобода" образован от имени некоего Сидора, который был либо основателем первого поселения в среднем течении реки Сивчуги, либо вотчинником-феодалом, которому принадлежали эти земли. Слобода в древнерусский период - это населённый пункт или группа административно связанных поселений, жители которых получали разнообразные льготы и временно освобождались от уплаты налогов и повинностей. Данный топоним впервые упоминается в конце 1570-х гг. (подробнее см. главу 3). В документах XVII-XVIII вв. в большинстве случаев употребляется название "Сидорова слободка", современный же вид топоним принимает в XIX в. Производными от него являются такие топонимы, как "Сидорослободская церковь", "Сидорослободское сельское общество", "Сидоро-Слободский сельсовет" и др.
В настоящее время топоним не используется в юридических документах, но повсеместно употребляется местными жителями. Часто его сокращают как "Слобода", "С-Слобода".

Далее перейдём к рассмотрению топонимов деревень.
Деревня Безымянная получила своё название, вероятно, из-за того, что ко времени проведения первых переписей (в XVI в.) ей не смогли придумать приемлемое именование, почему и записали "Безымянной". Под данным названием деревня фигурирует в древнейшей сохранившейся переписи Сидоровой Слободы 1665 г. и во всех позднейших документах. Народное название деревни - Булыгино - вошло в обиход, судя по всему, уже в более позднее время. Оно образовано от фамилии "Булыгин", представители которой проживают в этой деревне по меньшей мере с середины XVII в.
Деревня Борисовская. Топоним происходит, судя по всему, от имени или отчества основателя деревни. Официальное название поселения сохранилось неизменным с 1665 г., когда было впервые упомянуто в переписи. Народное название деревни - Васильевская. Этот топоним также образован от имени одного из первых её жителей. На сегодняшний день не ясно, какое из данных названий возникло раньше.
Деревня Вороновская. Название предположительно происходит от прозвища основателя деревни, которого могли звать Вороном. В переписи 1665 г. деревня упомянута как "Вороновская веретья", а в 1717 г. - как "Вороновский починок". Народный топоним - Купавцево - скорее всего образован от растения купальницы, которая могла произрастать рядом с поселением.
Деревня Горка. Топоним произошёл от местонахождения деревни - на высокой горе с крутым склоном. До революции деревня официально называлась "Песье Веретье", а топоним "Горка" был народным. Примерно в 1930-е гг. народный топоним был переведён в разряд официального, а название "Песье Веретье" вышло из юридического употребления, хотя и сохранилось в памяти некоторых местных жителей до начала XXI в. Данный топоним имеет древнерусское происхождение и переводится на современный язык как "песчаная гряда", что полностью соответствует физическим характеристикам горы, на которой расположена деревня.
Деревня Звеглевицы. Согласно Т.В. Ажгибкову название деревни происходит от слова "звеглица" - так, по его словам, в старину называли кукушку. Однако, в других русскоязычных источниках употребление слова "звеглица"/"звегливица" нам обнаружить не удалось, почему происхождение названия деревни на сегодняшний день остаётся под вопросом. Народное название деревни - Котово - возникло, вероятно, от прозвища или фамилии первопоселенца. Оно впервые упомянуто в переписи 1762 г., тогда как официальный топоним фигурирует в документах начиная с 1665 г.
Деревня Истопочная. Топоним скорее всего происходит от слова "истопка". Этим словом в древности называли лесную избушку, отдалённую от других деревень и сооружаемую обычно охотниками или лесорубами. Данная трактовка названия вполне соотносится с местоположением деревни: она находится на левом берегу р. Сивчуги и отделена от других сидорослободских деревень (за исключением д. Горки) рекой. В весеннее время сообщение между ней и другими деревнями наверняка было часто нарушаемо. Возможно, с этим связан и факт малонаселённости поселения: в XVII - XVIII вв. в Истопочной находилось не более 3 дворов. Под существующим названием деревня упоминается в переписи 1665 г. и во всех более поздних документах. Народное название деревни - Струнина - впервые упоминается ещё в 1692 г. Данный топоним происходит от фамилии "Струнин", представители которой населяли деревню в XVII - нач. XVIII в.
Деревня Кулойская. Название связано с топонимом "Кулой". Не до конца ясно, почему деревня была так названа, но наверняка сыграло роль её местоположение: она является ближайшей к Нижнему Кулою деревней Сидорослободского куста. Интересно, что д. Кулойская единственная в Сидоровой Слободе не имеет второго названия. Существуют, правда, различные формы произношения этого топонима (Кулуйская, Куловская), но отдельными названиями они не являются. В переписи 1665 г. упоминается как "Кулойская веретья".
Деревня Спицынская. Топоним, по всей видимости, происходит от имени основателя деревни. В актовых материалах северных уездов XVI-XVII вв. фигурирует как прозвище "Спица", так и фамилия "Спицын". Человек с таким прозвищем, скорее всего, был одним из первых жителей данной деревни, которая получила из-за этого своё название. В переписи 1665 г. деревня упомянута как "Спицынская веретья, Спицын починок тож". Последняя форма топонима ещё раз подтверждает нашу гипотезу о том, что в основу названия было положено имя основателя деревни. Народное название деревни - Калиниха. Оно происходит либо от растения калины, которая, вероятно, произрастала в окрестностях, либо от мужского имени Калина. Человек с таким именем мог являться одним из основателей поселения. Народный топоним впервые упоминается в 1762 г.
Деревня Яльничевская. Данный топоним, по нашему мнению, имеет финно-угорское происхождение. На сегодняшний день его точное значение не известно, однако, судя по всему, в его основу были положены слова саамского или марийского языка. В 1665 г. деревня упомянута под названием "Ялничевская веретья". Народное название деревни - Вулынино (Волынино) - впервые упоминается в 1692 г. как "Волынкино" и может происходить от инструмента волынки.
Деревня Ярыпинская. Топоним, по мнению Т.В. Ажгибкова, происходит от имени основателя деревни - "мужичка Ярыпы". Нам не удалось обнаружить никаких доказательств данной гипотезы, также как и свидетельств существования данного имени. По этой причине происхождение данного названия до сих пор не ясно. Народное название деревни - Ужначиха - возникло, возможно, оттого, что на месте деревни когда-то обитали ужи. Топоним "Ярыпинская" упомянут ещё в переписи 1665 г., а название "Ужначиха" не указано даже в Списке населённых мест Вологодской губернии 1859 г., где обозначены народные топонимы всех остальных сидорослободских деревень.

Основополагающей водной артерией Сидоровой Слободы является река Сивчуга. Её название происходит от финского "syvä joki" и переводится как "глубокая река". Н.И. Плотников в статье "Финно-угорская гидронимия Верховажского района" приводит аналогичную интерпретацию данного топонима: "Сивчуга. От слова "сивиис" - "глубь". Замена конечного "с" на "ч" может свидетельствовать о былом проживании здесь и лопарей. Скорее всего, здесь имеется в виду не глубина речки, а глубина долины.".


Глава 3. Сидорова Слобода в XVI-XVII вв.
Когда были основаны Сидорова Слобода и входящие в её состав деревни - неизвестно. Вполне вероятно, что ещё задолго до начала новгородской колонизации Заволочья на этом месте существовали поселения финно-угров, чему свидетельством являются некоторые местные топонимы, имеющее финно-угорское происхождение.
По мнению В.Н. Филиповского, Сидорова Слобода была основана слободчиком Сидором в 1450-е годы, однако указанная датировка не подтверждается на сегодняшний день никакими историческими фактами.
Древнейшие следы человеческого обитания в границах Сидоровой Слободы датируются первой половиной XVI века. На территории Погоста были обнаружены две деньги (1/2 копейки) Ивана IV, а также фрагменты нательного и наперсного крестов XVI века. В д. Горке была найдена копейка Ивана IV. Упомянутые монеты чеканились в 1533-1540-х гг. и, судя по всему, обращались в Слободе в середине - второй половине XVI столетия.
Первое письменное упоминание Сидоровой Слободы датируется концом 1570-х гг. (а именно, 1578 либо 1579 годом) и содержится в "Сказании о явлении Великорецкого образа святителя Николая", значительную часть которого занимает список чудес, произошедших от новоявленного чудотворного образа. В числе прочего в рукописи содержится следующая запись: "Чюдо 70. Да приезжал к Николе Чюдотворцю молитися человек именем Василеи из Сидоровы слободы, а был в разслабленье три лета. И Никола Чюдотворец его исцелил."
Здесь упомянута именно наша Сидорова Слобода, так как она располагалась на расстоянии около 100 км от Маркушевского монастыря, где хранился образ, на поклонение к которому приходили люди из Верховажья, Вельска и других окрестных поселений. Кроме того, других деревень и волостей с данным названием в окрестных уездах выявлено не было, что и даёт нам полное право считать приведённый выше отрывок из документа первым упоминанием Сидоровой Слободы, которая в то время состояла в Важском уезде.
Следующие упоминания о Слободе относятся уже к началу XVII в.
Протоиерей А.М. Шайтанов в своём "Историческом описании Верховажских церквей" (1851) пишет о польском разорении на Ваге и в числе разорённых и опустошённых поляками церквей указывает Ильинскую Сидорослободскую. К сожалению, нам не удалось найти источник, откуда автор взял данные сведения, однако факт разорения Сидоровой Слободы и Ильинской церкви во время польских набегов 1610-х гг. действительно имел место быть. Память об этом опустошении осталась в среде местных жителей до настоящего времени. В частности, нам довелось слышать рассказы старожилов о разорённых поляками деревнях в верховьях Сивчуги и легенды об оставленном разбойниками оружии. Относясь к таким рассказам с определённым скептицизмом, нужно признать, что польское разорение является наиболее ощутимым событием в истории Слободы, память о котором сохранялась на протяжении четырёх столетий.
1628 годом датируется "Жалованная грамота патриарха Филарета старосте и прихожанам Ильинской церкви Сидоровой слободки", которая является древнейшим актовым документом, непосредственно связанным с Сидоровой Слободой. Также сохранился текст ставленой грамоты патриарха Иоасафа сидорослободскому священнику Григорию (1640 г.). Подробнее об этих грамотах будет сказано во второй части нашего труда.
Численность населения Слободы в первой половине XVII в. достоверно не известна, однако логично думать, что после польского разорения она уменьшилась, а затем снова стала повышаться. Древнейшая сохранившаяся перепись Сидоровой Слободы датируется примерно 1665 годом и содержит в себе подворное описание слободских крестьян с указанием жителей, взятых в 1654 г. в солдаты для участия в русско-польской войне. Согласно переписи, во всей Слободе на тот момент находилось 27 крестьянских дворов. Самыми населёнными были д. Яльничевская и Песья Веретья - с шестью и пятью дворами сооответственно. В данной переписи описаны все 10 сидорослободских деревень, включая д. Ярыпинскую, в которой не указано ни одного двора и которую пахали "наездом" крестьяне из соседних деревень.
Следующая перепись Сидоровой Слободы датируется 1677 годом. Тогда в Слободе находилось уже 38 крестьянских дворов, где проживало 108 крестьян мужского пола. Из данных этой переписи мы видим, что население Сидоровой Слободы в 1660-е - 1670-е гг. переживало фазу бурного роста. Однако, уже в 1680-е началась убыль населения, связанная вначале с голодом и уходом крестьян на жительство в Сибирь, а затем и с петровскими преобразованиями, в ходе которых несколько слободских крестьян были отданы в солдаты под Азов и Чигирин, а также в плотники для строительства Таганрога. Насколько нам известно, на родину никто из них не вернулся.


Глава 4. Сидорова Слобода в XVIII веке.
В начале XVIII столетия население Сидоровой Слободы продолжало уменьшаться. Согласно переписной книге 1710 года в Слободе состояло девять деревень с 25 дворами, где проживало 64 человека мужского и 61 женского пола. В 1710-е гг. основными причинами убыли населения были высокая смертность, рекрутские наборы и высылка крестьян на строительство Санкт-Петербурга. В Ландратской переписи 1717 года значится восемь жилых деревень, в которых находилось всего 19 дворов с 47 жителями мужского и 59 женского пола. Хотя данным этих переписей нельзя доверять на 100% из-за распространённой в те годы практики утаивания реального количества дворов, общая тенденция изменения численности населения Сидоровой Слободы видна из них очень отчётливо. Своего апогея, если верить материалам переписей, это снижение достигло в 1719 г., когда в Слободе было записано всего 28 крестьян мужского пола. Впрочем, данная цифра вряд ли соответствует действительности, т. к. в последующие 5 лет проведения первой ревизии (до 1724 г.) объявилось большое число не указанных в переписи 1719 г. слобожан, которые были обозначены в повторных "сказках" 1720 - 1723 гг. Согласно окончательным материалам ревизии, "всего в означенной Сидорове слободке в показанных деревнях мужеска полу 68 душ". Эта цифра уже куда более похожа на правду. Интересно, что по второй ревизии (1748 г.) в Слободе значится ровно то же число крестьян м. п. - 68 человек. С 1740-х гг. население Сидоровой Слободы снова вступает в стадию продолжительного роста. Согласно исповедной ведомости 1763 г. население всех сидорослободских деревень составляло уже 81 человек мужского и 98 женского пола. К 1781 г. оно увеличилось до 100 и 111 человек соответственно. Далее тенденция продолжала сохраняться, и в исповедной ведомости 1799 г. было обозначено уже 113 крестьян мужского и 139 женского пола. Таким образом, по сравнению с 1710 г. крестьянское население Сидоровой Слободы к концу века увеличилось примерно в два раза и преодолело уровень 1677 г., когда в Слободе согласно переписи проживало 107 крестьян мужского пола.
В XVIII веке, по мнению В.Н. Филиповского, в Сидоровой Слободе началось развитие смолокурения, которое к началу XX в. станет главным промыслом местных крестьян.
Во второй половине XVIII века Сидорова слободка начинает именоваться "Сидорослободской волостью", что является доказательством увеличения её значимости в описываемой период.
В новый XIX век Сидорова Слобода вступала, имея большой экономический и демографический потенциал, которые ей полностью удалось проявить в следующее столетие.