архитектурный экспериментариум
Вперед в Прошлое
или
Назад в Будущее

Что было бы, если бы история архитектуры знала сослагательное наклонение ?
Этот проект изначально родился из идеи построить в Слободе свой собственный дом, сделанный для себя и под себя. Так сложилось, что старинный «поповский дом», который, вероятно, застал даже кого-то из моих пращуров по линии Черняевых/Сибирцевых, был разобран в 2011-м году «на дрова», поэтому никаких ограничений у меня не было и «руки мои были развязаны» в плане того, что из себя будет представлять архитектурная планировка, равно как и внешний облик нового дома.
ЕДИНСТВЕННАЯ СОХРАНИВШАЯСЯ ФОТОГРАФИЯ "ПОПОВСКОГО ДОМА" (слева на кадре)
В течение длительного времени я наблюдаю за развитием реставрационного проекта «Новое Старое», с интересом слежу за их работой и периодически слушаю лекции. Главным образом меня заинтересовали идеи и подходы по приспособлению старинных архитектурных форм и традиций под современное использование. Бывая во многих европейских странах мне всегда очень нравилось то, как жителям этих стран удается гармонично объединить сохраненные ими старинные жилые здания и хозяйственные постройки с новыми технологиями и строительными решениями, которые оказались естественно вписанными в старинную архитектуру. Речь идет в первую очередь о системах отопления, дверных и оконных блоках, кровельных системах, системах водоснабжения и канализации, которые за последние 100-150 лет претерпели существенные изменения и кардинальным образом изменили как жизнь внутри этих домов, так и быт и условия хозяйствования жильцов. В чем же здесь Российская история архитектуры уникальна и почему мы не наблюдаем картины поступательного развития сельских архитектурных традиций, а вынуждены сейчас заниматься реконструкцией или воссозданием утраченного ?

***


Надо заметить, что в отличие от большинства стран Европы с их более линейным ходом истории ХХ-го века, Россия претерпела существенно больше потрясений и даже катастроф, которые сказались радикальным образом не только на социальной жизни и морально-нравственных аспектах развития Русского этноса, но, в том числе, и на традиционной архитектуре. Гражданская война 20-х годов и последовавшее за ней раскулачивание, коллективизация и массовый исход активной, пассионарной части населения из деревень в города привели к потере большого количества традиционных ремесел и умений, бытовавших на селе. Последовавшая за этим Великая Отечественная Война еще в большей степени усугубила ситуацию, «проредив» и без того скудные ряды тех носителей традиционной плотницкой культуры, которые еще оставались в деревнях. В послевоенное время произошла смена концепции – появилось понятие «поселков», многие из которых строились на новых местах и были, по- сути своей, временными поселениями. Иллюстрации ниже дают наглядное представление об этих двух типах сельской архитектуры советского времени.

Архитектура поселков, хотя во многом и опиралась на использование традиционных строительных материалов, была далека от архитектурных традиций русского села начала ХХ-го века. Это была архитектура многоквартирных домов, домов «барачного типа», сильно отличавшихся от традиционных русских изб из-за сильно поменявшегося уклада жизни тех насельников, которые приезжали жить и работать в поселках нового типа. Также сильно преобразился и уклад жизни еще сохранявшихся сел и деревень – объединение в колхозы и совхозы, переход к общественному хозяйствованию изменил кардинальным образом требования к архитектуре индивидуального домовладения, тем функциям, которые оно должно было помогать осуществлять.


Еще одним аспектом, который нельзя не принимать во внимание была и остается, конечно же, экономическая отсталость села по сравнению с городом, нараставшая с каждым десятилетием все в большей степени и приводившая к отставанию села и сельской стратительной практики в части используемых технологий строительства. Говоря простым языком, - на селе продолжали строить в основном из тех же материалов, которые стали доступны еще в 50-60-е годы прошлого века, а новые материалы и технологии, к сожалению, массового применения получить так и не смогли.
Фанера - незаменимый строительный материал 50-70хх
Вот, с учетом этой предыстории у меня и начала формироваться в голове идея реконструкции того, что мог бы представлять Северный Русский Дом начала ХХI-го века, если бы архитектурная эволюция шла бы в России поступательно и без катаклизмов, описанных выше.
Перед началом описания собственно этапов проекта, озвучу те основные требования к проекту, которые я сформулировал в ходе своих размышлений:

  1. Дом должен быть продолжением архитектурной традиции, сложившейся в Русском Северном домостроении в ХVIII-IX вв и иметь все ключевые черты, присущие деревянным домам Севера России
  2. Дом должен быть приспособлен для комфортного круглогодичного проживания и иметь две системы отопления: современную, питающуюся от электроэнергии или газа и традиционную – печную
  3. В плане количества и типов жилых и вспомогательных помещений, необходимо сохранить концепцию изб внутри старинного русского дома, где каждая изба – это «дом внутри дома» - замкнутый, самодостаточнй объем для проживания одной семьи, находящийся под одной кровлей с другими избами и общими/хозяйственными помещениями. Такое зонирование даст возможность максимально гибко использовать дом с учетом разных сценариев
  4. В доме могут быть применены новейшие (появившиеся в ХХ-м веке строительные технологии): теплые полы, утепленные кровли, применение современных теплоизоляционных материалов и т.п.
Модель использования этого дома предполагает как возможность использования его для размещения одной большой семьи, так и нескольких разных семей одновременно (в том числе, как гостевого дома). При этом предполагается наличие самодостаточных, изолированных жилых пространств для каждой из семей (частей семьи) и наличие общих зон и помещений для общего, совместного досуга.

Февраль 2021 года
Межевание
Надо заметить, что Провидение стало мне способствовать во всем с самого начала, когда выяснилось, что «исторический поповский участок», на котором стоял раньше дом причта, никому в настоящее время не принадлежит и никто на него не претендует. Это позволило сделать Шаг 1-й – выполнив необходимые геодезические сьемки и оформив соответствующую разрешительную документацию, оформить участок напротив храма Пророка Илии в долгосрочную аренду.

Практически одновременно с развитием этих событий, я начал «смотреть по сторонам» в части того, как подойти к вопросу выбора материала для строительства и архитектурного проекта. Собственно, в том, что Северный Русский Дом должен быть из дерева, у меня не было сомнений с самого первого дня, однако, тут сразу же возникает серьезная дилемма: новое дерево стоит достаточно дорого, но что даже более важно, сейчас практически невозможно найти дерево, имеющее такие же качественные характеристики, каким обладало дерево, загатавливаемое нашими прадедами для строительства домов 100 и более лет тому назад... Но если все же попытаться это сделать (а с учетом технологии массовой вырубки делянок это еще сложнее), то это приведет к еще большему росту стоимости такого леса, потому что его, по сути, придется штучно собирать по разным партиям и даже разным заготовителям. Однако, я увлекся. Дилемма, - это значит, что есть вторая опция. Она действительно есть – взять сруб-донор и возвести (хотя бы основные) объемы дома из качественного, да еще и выстоявшегося дерева. Но в этом варианте тоже имеетя массу «нюаснов». Как минимум: дом-донор должен быть подходящей геометрии, он должен быть в безупречном состоянии (что нынче редкость) и ... он должен продаваться! В конце лета 2021-го года, когда я подыскивал жилье для осенней экспедиции Общего Дела на Верхотерменгский Погост, Провидение привело меня в село Кочевар, где я познакомился с семьей Толстиковых, располагающих двумя домами для постоя, один из которых продавался. Дом мне сразу глянулся и планировкой своей и размерами, но, в первую очередь, конечно, старым, твердым как камень, деревом, из которого сложены и зимняя и летняя избы. В следующий свой заезд, я уже вооружился лазерной рулеткой и снял все размеры, необходимы мне для проектирования. Так состоялся Шаг 2-й – выбор материала, а вместе с ним и Дома, имеющего свою историю и корни, уходящие в конец 19 века...
Наличие дома-донора сразу задает большое количество параметров для последующего проектирования, но, вместе с этим и оставляет достаточное поле для творчества. В моем случае «поле» это оказалось таким большим, что ...меня «увлекло» ни много, ни мало, а в Заонежье! Увлекло в смысле поиска архитектурной концепции или идеи: «дорисовав» дом-донор (по типизации это - дом-брус) и оснастив его всеми нужными мне вспомогательными помещениями, я посмотрел на него и понял, что получил ни что иное, как заонежский дом-кошель. Тот самый, у которого под одной крышей и несколько семей, каждая в своей избе и все хозяйственные службы и помещения там же, все под той же единой крышей. С этого момента началось изучение домов-кошелей, их размеров, архитектурных и инженерных приемов и решений в них использованных. Началось и «рисование» - создание большого количества планировочных чертежей, поиск оптимальных вариантов. Спустя, приблизительно год, был нарисован, наконец, вариант удовлетворяющий меня, если не по всем, то по большинству параметров и я понял, что незаметно, за вечерами над листами миллиметровки, а иногда и простыми тетрадными листами в клеточку, был совершен Шаг 3 – проектирование. Настал черед двигаться дальше.
If a building becomes architecture, then it is art
Следующие действия предполагали «выезд на объект», поэтому мне пришлось запастись терпением и дожидаться лета. Как, наверное, можно было уже догадаться, следующим шагом предстояло определить, как будет располагаться нарисованный мной дом на отведенном мне участке, где и как будет расположены подходы и подъезды к нему. Только определив точки привязки дома, можно было наметить место для канализации и колодца. Пара месяцев пролетела быстро и вот я с колышками и бечевкой уже занимаюсь размещением пятна будущего дома на пустыре, который к тому моменту был уже разровнян и вычищен.
После разметки началась подготовка к тому, что называется «нулевым циклом»: инфраструктура и фундамент. В частности была пробурена скважина до водоносного горизонта, который был найден на отметке 72 метра, была выкопана ямя для слива канализационных отходов и, наконец, после это, последним этапом была залита армированная плита фундамента, конструктивно единая, хотя и имеющая два уровня, для того, чтобы компенсировать уклон местности. Август 2023-года ознаменовал завершение Шага 4 – подготовки фундамента.
Что делается в Слободе сейчас ?

В феврале и марте идет заготовка дерев для производства летних работ: предстоит подрубить несколько венцов под готовящийся к перевозу сруб для того, чтобы более эффективно задействовать нынешний подклет, а также для того чтобы дополнить имеющийся конструктив дома дополнительными службами (хозяйственные помещения, веранда, гараж)...